Бух.учет и налоги

Эксперты: нормы Гражданского кодекса об авторском сборе нужно модернизировать

PrinceOfLove / Shutterstock.com

В соответствии с Гражданским кодексом авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение, если они воспроизводятся в личных целях. Платят правообладателям в этом случае изготовители и импортеры оборудования, а также материальных носителей, которые используются для воспроизведения (п. 1 ст. 1245 Гражданского кодекса).

Как поясняют эксперты, в данной статье идет речь об авторском сборе в том числе за копирование произведения, например, на флеш-карту или диск для некоммерческого использования. Однако сегодня, в условиях формирования цифровой экономики, эти нормы утратили свою актуальность, полагают специалисты.

Так, в ходе совещания, прошедшего вчера в ТПП РФ, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук заявил, что авторский сбор – устаревшее и не актуальное явление, которое не отражает современных реалий и к тому же не имеет никакого отношения к цифровой экономике. В первую очередь такая оценка обусловлена тем, что использование электронных носителей так или иначе уходит в прошлое, поскольку информация сегодня размещается преимущественно в облачных хранилищах. Доступ к ним пользователи получают через различные гаджеты, например, планшеты или смартфоны, но эти устройства не используются для создания копий, а значит, взимать авторский сбор в таких условиях не получится.

Содержит ли закон указание на способы передачи заказчику результатов творческого труда автора по договору авторского заказа? Ответ – в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому, по мнению некоторых экспертов, необходимо поменять суть института авторского сбора. Для этого есть несколько возможных путей.

  • Сделать авторский сбор более явным для потребителей, например, предоставить возможность копировать какой-либо контент, размещенный на онлайн-ресурсе, но за большую цену, чем за просмотр. Сбор средств сегодня осуществляет аккредитованная организация – Российский союз правообладателей (РСП) (п. 2 ст. 1245 ГК РФ). Если этот порядок сохранить, то платить ему будут ресурсы, предоставляющие пользователям контент.
  • Отменить авторский сбор и ввести так называемую «глобальную лицензию». Предполагается, что платежи будут взиматься с каждого интернет-пользователя за то, что они подключены к глобальной сети и могут законно копировать любой контент, размещенный в Интернете. Об этом гипотетическом варианте рассказал директор по правовой поддержке компании Dell Игорь Тот, правда, добавил, что относится к нему скептически.
  • Создать онлайн-платформу, в рамках которой будут строиться отношения непосредственно между авторами и пользователями. Член совета директоров «Энерготрансбанка» Андрей Погодин отметил, что собирать средства с производителей и импортеров в условиях цифровой экономики абсурдно, поскольку платить за контент должны приобретающие его пользователи. Причем платить не РСП, а операторам сбора, например, союзам кинематографистов или художников, объединяющих авторов тех или иных произведений. Сформировать такую платформу, по мнению эксперта, можно на базе блокчейн.
  • Также специалисты отмечают, что проблемы с авторским сбором есть не только в теории, но и на практике – бизнес сталкивается с непрозрачностью системы взимания этого сбора. В частности, как указал Игорь Тот, сегодня нет четкого понимания, что нужно считать потребительским оборудованием, а что – коммерческим, в то время как сбор уплачивается только на первое. Сегодня, по его словам, наблюдается презумпция вины плательщика – он должен доказать, что оборудование, за которое не уплачен сбор, является коммерческим, и в итоге отношения с РСП уже больше напоминают административные, а не гражданско-правовые.

    Таким образом, бизнесу приходится мириться с непредсказуемостью затрат, закладываемых на оборудование, ведь невозможно предугадать, за что именно потребуется уплатить сбор. В связи с этим, считают эксперты, необходимо обеспечить прозрачность деятельности аккредитованных организаций, в частности, доступность отчетов РСП для общественности. Так, по мнению директора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов Дмитрия Соколова, аккредитованная организация могла бы подтверждать обоснованность сбора и раскрывать данные о количестве оборудования, на котором создаются нелегальные копии. Другой возможный вариант более четкого разделения потребительского и коммерческого оборудования – сделать плательщиками только тех, кто предлагает приобрести оборудование в розницу, на это указали многие участники мероприятия.

    Помимо этого, плательщики сбора должны находиться в равных условиях, на это обратила внимание координатор комиссии по импорту и дистрибуции Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Марина Никитина. По ее словам, сегодня, к сожалению для рынка, плательщиками являются далеко не все импортеры, так как РСП по-разному строит с ними отношения и взимает сбор в первую очередь с крупнейших представителей. В итоге, по ее данным, на сегодняшний день собираемость составляет порядка 50%. Кроме того, как отметил Игорь Тот, важно, чтобы представители бизнеса имели возможность обжаловать решение аккредитованной организации, если она требует сбор с оборудования, которое в действительности не должно им облагаться.

    Как можно заметить, если власти прислушаются к мнению профессионального сообщества, законодателю предстоит действительно изменить концепцию и самого авторского сбора, и порядка его взимания, определившись с одной из стратегий, предложенных экспертами, или выработав собственную. Пока, однако, ни одно из этих предложений не перешло в плоскость законотворчества, поскольку они находятся лишь на стадии обсуждения.

    Источник публикации: ИА «Гарант»

    Оставить комментарий