Бух.учет и налоги

Осталось несколько дней для представления сведений о невозможности удержать НДФЛ за 2017 год

Who is Danny / Shutterstock.com

До 1 марта (четверг) включительно налоговому агенту необходимо письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в течение 2017 года. Об этом напоминает и наш календарь бухгалтера, который мы рекомендуем сохранить в закладки, чтобы не пропустить и другие сроки уплаты налогов и сборов, а также представления налоговых деклараций и расчетов.

Напомним, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ, содержащую сведения о доходах физлиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физлицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса).

Однако при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

С невозможностью удержать НДФЛ налоговый агент может столкнуться, например, при выплате налогоплательщику доходов в натуральной форме или при возникновении у налогоплательщика доходов в виде материальной выгоды. Если физическое лицо не получает от налогового агента никаких доходов в денежной форме, следовательно, налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ. С учетом положений подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ в таком случае налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму НДФЛ с дохода, полученного не в денежной форме.

При этом, как ранее разъяснял Минфин России, конкретная форма представления налогоплательщику письменного сообщения о невозможности удержать НДФЛ не предусмотрена. В связи с этим финансисты считают, что налоговый агент вправе согласовать с налогоплательщиком конкретную форму направления ему письменного сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 января 2018 г. № 03-04-06/5527).

Кроме того, следует учитывать особенности удержания и перечисления НДФЛ налоговым агентом при процедуре банкротства налогоплательщика-физлица. Исходя из того, что обязанность налогового агента по удержанию и перечислению налогов является производной от обязанности налогоплательщика по уплате налогов, мораторий на уплату налогов распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов, обязанных исчислить и перечислить в бюджет за налогоплательщика соответствующую сумму НДФЛ. Поэтому, по мнению Минфина России, при введении указанного моратория налоговый агент обязан сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания соответствующей суммы налога (письмо Минфина России от 13 октября 2016 г. № 03-04-06/59816).