Бух.учет и налоги

Вся правда о налоговой амнистии

налоговая, амнистия

Поделиться новостью

Вся правда о налоговой амнистии
26.01.2018

История налоговой амнистии

В декабре прошлого года Госдума РФ в самые сжатые сроки в трех чтениях приняла закон о налоговой амнистии. Ускоренные темпы законотворческого процесса, как это у нас водится, были вызваны политическими мотивами.

Принятие закона было анонсировано президентом, и явно носило благие цели, а потому на декабрьском съезде «Единой России» правящая партия должна была доложить главе государства о выполнении его поручения.

К Новому году свежеиспеченный закон уже был подписан Путиным. Такая поспешность не могла не отразиться на качестве рассматриваемого депутатами документа. Причем по некоторым аспектам готовый продукт в чем-то даже противоречит концептуальным установкам Президента. А ведь закон затрагивает интересы не менее 50 миллионов человек (избирателей на предстоящих в марте президентских выборах). Что не так с законом, почему амнистия будет проходить не совсем так, как это было запланировано. Попробуем разобраться.

Цена вопроса

Сколько стоит амнистия? Каковы размеры задолженности перед бюджетом, которую государство намерено просить налогоплательщикам? Президент, обозначая цели принятия закона, говорил о том, что нужно освободить граждан (не индивидуальных предпринимателей) от выплат по налоговой задолженности, которая возникла ввиду несовершенства существующей налоговой системы в течение длительного времени. Таким образом, примерно 42 миллиона человек должны быть освобождены от обязанности уплаты 41 миллиарда рублей. Депутаты «перевыполнили план».

Закон амнистирует должников по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество физических лиц, а также по пеням на соответствующие недоимки по состоянию на 1 января 2015 года.


Провозглашая налоговую амнистию для индивидуальных предпринимателей, глава государства выставил условия списания налоговой задолженности по всем налогам, кроме акцизов, таможенных платежей и НДПИ (также по состоянию на 1 января 2015 года).
Амнистия по этому направлению касается 2,9 миллиона индивидуальных предпринимателей, списание составит 15 миллиардов рублей. В целом заявленная Президентом налоговая амнистия освобождала налогоплательщиков от уплаты в бюджеты различных уровней 56 миллиардов рублей.

А законодатели увеличили эту сумму почти в три раза, до 150 миллиардов рублей. Это примерно равно доходной части бюджета крупного субъекта Российской Федерации.

Богатые тоже не платят

Уровень благосостояния налогоплательщиков, подпадающих под амнистию, может отличаться очень серьезно. Дело в том, что закон не ставит ограничений по сумме задолженности перед бюджетом. Если поделить 150 миллиардов рублей на 50 миллионов человек – получится средняя сумма задолженности в среднем 3 тысячи рублей. Но надо понимать, что задолженность распределена между налогоплательщиками очень неравномерно. Наряду с копеечной задолженностью скромного пенсионера в общей массе долгов теряются многомиллионные долги отдельных состоятельных граждан. И сегодня общественность не имеет доступа к информации о том, кто и сколько задолжал государству, не знает имен должников-чемпионов, хотя подобные сведения не относятся к категории охраняемой законом тайны. В противном случае реакция общественности на подобную редакцию закона была бы не столь спокойной, как это происходит сейчас. Интересно, а среди депутатов Госдумы есть люди, которых закон облагодетельствует на серьезные суммы?

Чьи бюджеты пострадают?

Налоговая амнистия неизбежно повлияет на состояние доходной части бюджетов. Каких в большей, а каких в меньшей степени? Ведь, как всем прекрасно известно, местные и региональные бюджеты сегодня гораздо более уязвимы к выпадению части доходов, чем бюджет федеральный. Как я уже указал выше, амнистия затронет плательщиков налога на имущество физических лиц и земельного налога (это местные налоги), а также транспортного налога (поступает в региональный бюджет). Если кто-то скажет, что амнистия все равно затрагивает безнадежную задолженность, то он будет не прав. Бесперспективной с точки зрения собираемости можно признать только 1/3 часть амнистируемых платежей. 2/3 (то есть порядка 100 миллиардов рублей) могли бы пополнить нижестоящие бюджеты, если бы не амнистия. Собираются ли федеральные власти компенсировать муниципальным образованиям и регионам выпадающие таким образом доходы? Или с них снимут соответствующую часть расходных обязательств? Ни о том, ни о другом варианте четких разъяснений от властей пока не поступало. А практика показывает, что обещания по выравниванию бюджетной обеспеченности перед регионами и муниципальными образованиями если исполняются федеральной властью, то, как правило, частично.

Амнистия против демократии

Провозглашая налоговую амнистию и делая это процесс безусловным, законодатель, возможно, действуя из лучших побуждений, все-таки отклоняется от некоторых базовых принципов российской системы права.

Во-первых, освобождение от обязанности субъекта без его согласия все-таки не дает ему права выбора. А вдруг найдутся граждане, которые хотят исполнить свой долг перед государством в полном объеме?

Но ему такая возможность не предоставляется. Кроме того, налоговая амнистия не вполне стыкуется с положениями ст. 57 Конституции РФ, где закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законодатель, освобождая граждан от этой конституционной обязанности, косвенно подвергает сомнению законность установления тех самых налогов и сборов, от уплаты которых освобождает закон. Создается довольно сомнительный прецедент.

Настораживает и время принятия закона о налоговой амнистии. Никаких сомнений в том, что это своеобразный подарок кандидата на пост главы государства большой группе потенциальных избирателей.

Вместо того, чтобы вынести на суд общественности концепцию вменяемой и адекватной требованиям момента налоговой реформы, кандидата № 1 откровенно подставляют, заставляя сделать «откровенно популистский жест».

Тем самым власти демонстрируют отсутствие убежденности в том, что общество созрело до принятия ответственного участия в консультациях по самым серьезным экономическим и финансовым проблемам.

А между тем, именно возможность регулярного проведения таких консультаций является отличительным признаком развитого демократического общественного сознания. Кстати, налоговые проблемы всегда традиционно являются наиболее важными разделами любой серьезной предвыборной программы в странах Запада.

Евгений Сивков 

 

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты

Источник: налоговыеновости.рф

Оставить комментарий