Государство

8 марта и тюльпаны

Тюльпан в России – цветок не то чтобы очень востребованный. Однако существует день, когда все улицы и общественный транспорт заполоняют тюльпаны. Этот день – 7 марта. Да, канун пресловутого «Международного» женского дня. Почему именно тюльпан стал в России символом 8 марта? Моя версия такова. В советское время буквально со школьной скамьи было принято отмечать 23 февраля и 8 марта. На 23 февраля мальчики получали открытки и ручки. А вот девочкам одних ручек и открыток маловато. Конечно многие отделывались мелочёвкой. Но настоящие советские джентльмены понимали, что на 8 марта надо дарить цветы. Однако в советское время на 8 марта ассортимент цветов в магазинах и на рынках было не так чтобы очень расширенный. В основном в продаже были мимозы, гвоздики, розы и тюльпаны. Мимозы – это уж очень дёшево. А розы стоили дорого (три рубля за цветочек, а то и все пять). Поэтому их дарили только при очень близких отношениях – для одноклассниц, однокурсниц и коллег по работе такой букет был перебором. У гвоздик был стойкий привкус 7 ноября (красный день календаря) и я вообще не помню, чтобы мужчины дарили женщинам гвоздики. А вот тюльпаны – самое то. И цена щадящая, и внешний вид симпатичный. Поэтому советские мужчины – от мала до велика – в массе своей закупали на 7 марта именно тюльпаны (иногда в комплекте с мимозами). Так и прижилось.

Как известно, родиной тюльпанов считается Голландия. Что, безусловно, совершенно неверно. Ну не мог в северной стране появиться такой нежный теплолюбивый цветок. Голландия просто была первой страной в Европе, в которой возник культ тюльпанов, очень быстро ставший чем-то вроде массового помешательства.

Голландия конца XVI – начала XVII веков вообще была страной такой, прогрессивной, как принято говорить. В этой стране бурлило развитие науки и искусства. Например, именно в Голландии старина Левенгук сконструировал свой микроскоп, в который зырил почём зря, изучая жизнь всяких инфузорий. А знаменитый художник Хайден, бывший брандмейстером Амстердама, изобрёл специальный наконечник для пожарного шланга. Не забудем и Баруха Спинозу, который тоже жил поживал (хотя добра и не сильно наживало) в Голландии. Не говоря уже про голландских художников. Да много кого можно вспомнить, но это уведёт рассказ сильно в сторону. В любом случае, не случайно Голландия XVI–XVII веков была одной из самых динамично развившихся стран Европы. А там где идёт развитие экономики, у добрых обывателей появляется лишний гульден-другой, который хочется пустить не на какую-нибудь там колбасу, а на что-нибудь для души, на что-нибудь, не имеющее прикладной ценности, но зато доставляющее эстетическое удовольствие.

Цветы издревле служили делу утоления эстетических запросов жителей разных эпох и территорий. Не исключением была и Голландия. К XVI веку в этой стране существовала традиция создания цветочных гирлянд, обрамляющих разные религиозные сцены. Однако гирлянды это были, не сказать, чтобы уж очень пышные. В основном в них использовалась белая лилия и фиолетовые ирисы. Вот примерно такие, как на картине «Благовещение» (ок.1480) Ганса Мемлинга.

(фрагмент картины «Благовещение» Ганса Мемлинга)

Белая лилия была символом непорочности Богоматери, а фиолетовые ирисы – символом её скорби. Так что с идеологической точки зрения тут всё было правильно. Идя на религиозную церемонию, очень правильно для спасения души подзаряжать свою веру созерцанием белых лилий и фиолетовых ирисов. Но, с другой стороны, в повседневной жизни порой хочется чего-нибудь повеселее, чем белые лилии и фиолетовые ирисы. А с этим в Голландии до определённого момента были некоторые напряги. Проще говоря, Голландия была бедна цветами. Лютики там всякие – такое было. А вот чего покрасивее – извините.

Однако следует помнить (чтобы не забывать), что Голландия всю дорогу была страной храбрых мореходов (в связи с чем вечно конфликтовала с Англией). И в Голландию из дальних стран моряки привозили разные диковинки. И вот таким образом однажды в Голландию из Персии (было это во второй половине XVI века) приплыл корабль, на котором помимо прочих разных разностей имелись луковицы тюльпанов. Привёз их управляющий Ботаническим садом в Лейдене Шарль де л’Эклюз (по национальности француз). В Голландии де л’Эклюз (голландцы стали звать его Карел Клузий) развил такую бурную цветочную деятельность, что получил эпитет «Отец цветов».

Тут вообще сошлось вместе несколько обстоятельств. Как известно, часть Голландии – это куски бывшего дна морского, которое были заботливо осушено и отгорожено дамбами. На этих кусках земли голландцы развернули тотальное садовничество и огородничество. И, промеж прочего, выращивание цветов. Голландия вообще в плане разнообразия пейзажей, страна довольно унылая (а чего вы хотите от бывшего дна морского?). А цветы – очень сильно расцвечивали окружающие пространства нижних земель. И, между прочим, бытовая жизнь голландцев XVI – XVII в.в. напоминала жизнь многих советских граждан XX века. В том смысле, что многие голландские жители городов (зажиточные конечно) имели за городом то, что в СССР называлось дачами – клочки земли, на которой был сад и огород и где голландцы обычно проводили лето.

Картина Яна ван дер Хайдена «Голландский садик» (1670) демонстрирует потомкам (нам, то бишь), как выглядел типичный голландский «садик».

Симпатичный, надо отметить, садик. Я бы от такого не отказался. И нечего говорить, что после появления в Голландии тюльпанов, садики эти заиграли новыми красками. Если верить историкам ботаники, тюльпаны в Голландии стали массово культивировать примерно с 1593 года. За очень короткий срок увлечение тюльпанами стало национальной манией. Голландцы готовы были душу заложить за луковицу какого-нибудь особо красивого сорта тюльпана. Цены на тюльпаны пошли вверх.

Пиком голландской тюльпаномании стал период 1632–1636 г.г. Собственно, в этот период луковица тюльпана перестала быть элементом садового хозяйства и превратилась в «финансовый пузырья». Цены на луковицы росли, спекулянты покупали и перепродавали луковицы тюльпанов. Дошло до того, что за три луковицы тюльпана могли попросить цену, эквивалентную стоимости дома. А что вы хотите, если луковицы тюльпанов стали продавать буквально на вес золота. Самый ценный тюльпан того времени – Semper Augustus («Август навсегда») – стоил 10 тысяч флоринов. Этот сорт и в самом деле был красив. Иоганнес Босхарт запечатлел его на своё картине:

Красиво. Но цена! Спекулянты, занимавшиеся перепродажей луковиц тюльпанов, богатели как никогда. Гром среди ясного неба прозвучал, как это водится, внезапно. 3 января 1637 года некий голландский цветовод (а может банальный спекулянт) купил луковицу тюльпана по цене 1250 флоринов. Но увы, эта луковица не нашла нового покупателя. Цветовод (или спекулянт) не смог перепродать её ни за более высокую цену, ни за точно такую же, ни даже за цену значительно ниже первоначальной. Начался обвал цен на луковицы тюльпанов. Уже скоро средняя цена на луковицу тюльпана составила несколько десятков флоринов. Огромное количество тюльпановых спекулянтов разорилось.

Всю эту историю с «тюльпановой горячкой» изобразил голландский художник Ян Брейгель на своём полотне «Аллегория тюльпаномании» (заглавное изображение поста). Давайте чуть детальнее изучим её.

Слева (на веранде) мы видим обед обезьяньего «общества» по случаю успешной сделки по закупке тюльпанов. Обезьяна в оранжевой одежде (по центру с тюльпаном в лапе) вложила всё своё состояние в тюльпан и пытается его продать. Правее неё за столом, покрытым красной скатертью, сидит обезъяна-барыга, которая меняет луковицы тюльпанов на золото. Чуть правее изображена обезьяна, которая предложила очень крупную сумму за тюльпаны, но разоблачена судьёй (в чёрной мантии). На заднем фоне спекулянты (в красных мантиях), а их правее схватка недовольных покупателей (со шпагами в лапах), которые не смогли «перебить» цену.

На переднем плане по центру обезьяна в очках вешает луковицу тюльпана на вес золота. В правом нижнем углу обезьяна мочится на три тюльпана сорта «Semper Augustus», что, по мнению Брейгеля, отражает действительную цену этих цветов. И только на самом заднем плане – возле дома красного кирпича – изображены фигуры людей, которые символизируют простых тружеников, которым не до тюльпановых махинаций. В общем, месседж понятен без разъяснений – спекулянты тюльпанами подобны обезьянам.

Ну а в наше время уже сложно поверить, что эти нежные, но простенькие цветы, когда-то вызывали такие экономические потрясения.

Советская классика: на 8 марта мужчины дарят женщине букет из тюльпанов и мимозы.

С праздником весны всех читательниц моего журнала!

Источник

Оставить комментарий