Государство

С позиций силы: зачем Патриарх Кирилл болгар обидел?

В ходе визита Болгарию, который был приурочен к празднованию 140-летия освобождения страны от османского ига, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал несколько неоднозначных заявлений, удививших не только болгар.

«В связи с тем, что во время торжественной церемонии на площади Национального Собрания напротив памятника Царю Освободителю — императору Александру Николаевичу — прозвучали слова признательности за освобождение болгарского народа не единой русской армии, а отдельным странам, народы которых входили в то время в Российскую империю, в частности, Польше и Литве, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Болгарию освободила Россия — не Польша, не Литва, не другие страны, а Россия. И хочу откровенно сказать, что для меня трудно было слышать ссылки на участие иных стран в освобождении Болгарии. Ни польский сейм, ни литовский сейм не принимали решения о начале войны с османской Турцией. Мы — за историческую правду, её мы завоевали своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, по которым сегодня эту правду следует замалчивать или ложно интерпретировать», — пишет в своем Живом Журнале диакон Андрей Кураев.

Это — святейшая ответка на вот эти слова президента Болгарии: «Это память о братском порыве русского общества, который доказал, что православные болгары не одиноки. Мы его не забудем. Мы не забудем слова из манифеста императора Александра II, объявляющего войну Османской империи, о том что «того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства». «Сам народ поднялся на войну во главе с царём, — писал Достоевский в своем дневнике, — люди читали манифест и крестились». Эти сцены, эти чувства глубоки и непоколебимы корыстным политическим интерпретациям. На полях сражений русско-турецкой освободительной войны погибли воины многих народов: русские, румыны, финны, украинцы, белорусы, поляки, литовцы, сербы и черногорцы. Для всех них Болгария — последний дом, и их мы чтим как своих героев».

Нормальные слова. Зачем было обрушиваться с критикой? Президент говорил не о странах, а о народах. Да, армия Империи была многонациональной, и в ней было немало поляков и прибалтов. Да, для Болгарии принципиально важно сказать добрые слова сербам и румынам, с которыми она потом не раз воевала за коррекцию своих границ. Это же какой силы должен быть внутренний настрой патриарха на оскорблённость по любому поводу, чтобы так себя вести! Сердиться Святейший продолжал и в аэропорту.»Уже в аэропорту предстоятель РПЦ высказал журналистам уверенность, что такой политический контекст скоро уйдёт. — Оказывается, лейб-гвардии финляндский полк принимал участие в освободительной борьбе! Но это был полк российской гвардии, расквартированный в Финляндии. Точно так же и полки, расквартированные в Польше. В истории Польши и Финляндии нет этой страницы».

Вообще-то «Своё название полк получил благодаря первому набору, который состоял из крестьян-финнов». В нём могли служить этнические шведы, связанные с Финляндией. Приказ от 5 января 1880 года упоминает рядового Якова Перебенуса. Вряд ли это великоросс. Был и отдельный и именно этнически-финский батальон:»В соответствии с законами Финляндии эти войска могли использоваться только на ее территории. Исключение составлял гвардейский батальон. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов гвардейский батальон также принял участие в боевых действиях. 24 августа финские стрелки выступили из Гельсингфорса в поход. 12 октября они участвовали при штурме позиции при Горном Дубняке, 20 октября батальон занял Дольний Дубняк, а 10-11 ноября сражался с турками за Правецкую укрепленную позицию. С 17 по 21 ноября участвовал при занятии Враченского перевала через Балканы. 19 декабря батальон сражался с турками при деревне Ташиксен. 21 декабря последовали сражения при Враче и на реке Искер, и уже 23 декабря батальон вошел вместе с остальными российскими войсками в освобожденную от неприятеля Софию. Последнее сражение в этой войне, в котором участвовал батальон, состоялось 3 января 1878 года под Кадыкией. Командир батальона полковник Георг Эдвард Рамзей, награжденный золотой саблей, становится в последствии командиром Семеновского полка. Война за освобождение христиан была популярна в Финляндии как и во всей Империи и у финнов есть песня о героях той войны. Русско-турецкая война 1877-1878 годов стала последней войной, где сражался батальон».

Но и этого мало. Патриарх тут же по сути обозвал болгар нацией недоумков: «В советское время болгарские товарищи считались самыми плохими ораторами, которые вообще не умели говорить без бумажки«… Может это Лавров поручил патриарху? Судя по тому, как впряглись за демарш ПК государственные Вести, сия догадка верна. Причём соврав, что «Россия была упомянута после Польши, Литвы и Финляндии».

Как надо понимать демарш патриарха, министерстство церковной пропаганды пояснило тут: «патриарх говорил с позиции силы».

«Я горжусь русским Патриархом, — пишет первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков. — Прямо всему миру он заявил о предательстве болгарской элитой нашей общей истории. Русские освободили Болгарию от турок. Пролили кровь. Ничего не просили и не брали взамен. Мы защищали нашу общую веру. Мы защищали от поругания имя Христово. Болгария предала нас дважды: в 1941-ом и в 1991–ом годах…

Патриарх говорил твёрдо и уверенно. Говорил с позиции правды и силы. Говорил от лица русских. Говорил как человек, который осознаёт историческую ответственность за свои слова и поступки на том посту, который определил ему Господь. Поступок Святейшего Патриарха Московского и всея Руси у русского человека вызывает прилив гордости за своё Отечество. Это вам не заклеенное скотчем имя Родины на спортивных сумках. Это открытый бой. Полагаю, что многие наши соотечественники увидели сегодня Патриарха совсем другими глазами. Он молча делает свое дело, он плывёт как ледокол, раздвигая время истории. И когда-нибудь, много позже, можно будет рассказать о всём том, что сделал Кирилл для Матери Церкви и русского народа. Патриарх восстанавливает историю, соединяет разрывы истории. Он чувствует ткань истории. Он делает историю. Он — русский Патриарх».

Какое, правда, предательство совершила Болгария в 1991 году — неясно, что же касается 1941 года — Болгария была единственной страной из союзников Гитлера, которая не объявляла войны СССР и сохраняла нейтралитет до 1944 года несмотря на давление Германии. При освобождении Болгарии советскими войсками болгарская армия не оказывала сопротивления — в советские времена предметом особой гордости болгар было, что на их земле не погиб ни один советский солдат. После этого Болгария перешла на сторону Антигитлеровской коалиции и воевала с немцами до конца войны. В ходе этих боёв болгарская армия потеряла убитыми 32 тысячи солдат и офицеров.

Действительно мрачным моментом в русско-болгарских отношениях были, пожалуй, годы Первой мировой войны, когда в 1915-1918 годах две страны действительно воевали и были убитые с обеих сторон, но об этом почему-то не вспомнили. Может, к лучшему.

«К слову, медали «За освобождение Софии» или «За освобождение Болгарии» нет, — напоминает nutuzh. — К 5 сентября 1944 года, к моменту переходу советскими войсками румынско-болгарской границы, Болгария находилась в состоянии войны с Германией. Потому Советский Союз не столько освобождал Болгарию, сколько свергал правительство Муравиева и ставил прокоммунистическое правительство Георгиева».

«Болгария да Сербия — наверно, последние страны, где к русским относятся хорошо», — пишет capuchinka_451.

«Финские солдаты проявляют храбрость и героизм в сражениях в деревне Горный Дубник, а также во время прохождения Западного блока (Гурко) через Балканские горы. Появляется во время завоевания Софии и Пловдива. Штату полка был вручен знак для униформы с надписью «За Филиппополь 5 Января 1878 г.», — напоминает Igor Free. — После войны финские офицеры лейтенант Казимир Эрнрот и полковник Александр Редигер были военными министрами княжества Болгарии».

«Например, воевать за свободу Болгарии на эту войну добровольцем пошел знаменитый латышский поэт Андрейс Пумпурс, — пишет Kazu Gans. — Это и есть та историческая правда, которую мы (например латыши) заслужили своей кровью(с).А обсуждаемая война была выиграна благодаря румынской артиллерии (русская вышла из строя).Что не так сказал президент Болгарии?»

«Мой прапрадед воевал в Болгарии, был артиллеристом на Шипке, — пишет Николай Середченко. — Крестьянин Полтавской губернии. Мобилизацию в Балканскую армию, насколько я знаю, проводили в Украинских губерниях… Даже царь был этническим немцем».

«До тех пор, пока не прочитал слова болгарского президента был готов присоединиться к возмущению патриарха. Но вчитался внимательно и изменил своё мнение. Там действительно всё по делу. Кровь проливал народ. Точнее народы. Им всем и благодарность, причём русский народ назван первым. Все хорошо и по христиански, и соответствует исторической правде. Зачем плодить врагов на пустом месте?» — пишет Исидор Кац.

«Соглашусь с нашим Патриархом, — возражает alexiy_v. — Он верно расставил акценты.Формально к словам президента Болгарии сложно придраться. С внешней стороны. Но Патриарх, как ему и подобает, обратил внимание на суть. Со слов президента Болгарии выходит, что все эти народы в едином порыве самоорганизовались и выступили против турок, обратившись к Императору, лишь как к вождю, мол, веди нас. Патриарх же акцентировал, что Император послал все эти народы в составе российских войск. К тому же, вряд ли это было импровизацией. Заготовка протокольного отдела».

«Нет, со слов президента Болгарии это никак не выходит, — пишет sviristel_altay. — Вначале он говорит о порыве именно русского общества и манифесте именно русского царя. То есть отдает дань только одному государству — России. А потом говорит не о государстве, а о людях и напоминает, что среди погибших за освобождение Болгарии были представители разных народов и всем им болгары благодарны. Что тут не так?»

«Интересны последствия такого возмущения, — пишет ivankorobov6. — Очевидно президент Болгарии подумает и раскается, будет гневить себя за необдуманность и легкомысленность и кинется в ноги Кириллу — прости отче, бес попутал!!… Очевидно народ Болгарии еще более с трепетной любовью полюбит народ России… Может ли первоклассник, внук воевавшего деда заявлять и возмущенно бить себя в грудь, обозначая себя — мы и присовокупляя фантазийное пролитие собственной крови к реальной крови деда? Не становится ли в тягость такая пожизненная, вечная благодарность, постоянно требуемая и тыкающая при каждом удобном случае?»

Болгарские блогеры так комментируют случившееся:

«К слову, царь-освободитель из династии Гольштейн-Готторп-Романовых. И не чисто русский»

«Президент Радев дал достаточно ясное объяснение наших знаний о русско-турецкой войне — армия была многонациональной. Вот и все. Не надо хвалить себя, как единственных освободителей, которым целуют руки столетиями».

«Очень капризный Патриарх у русских. Приехал в гости и высказывает претензии хозяевам».

«Гость учит хозяев, как им интерпретировать свою историю».

Много комментариев носили оскорбительный характер и были удалены модератором сайта dnevnik.bg.

Источник

Оставить комментарий