Государство

С вещами на выход: О чем говорит ужесточение норм провоза багажа

С наступлением весны жители страны начинают массово скупать путевки и готовиться к летним отпускам и поездкам. Однако ужесточение крупнейшим российским авиаперевозчиком – «Аэрофлотом» – требований к провозу ручной клади может привести ко многим проблемам и испортить не один отпуск.

Изменения коснулись прежде всего габаритов вещей, разрешаемых к проносу в самолетный салон. Пассажиры неожиданно оказались обязаны предъявлять к измерению у стойки регистрации не только багаж, но и ручную кладь, да и вообще все, что намерены взять с собой в полет.

Новые разрешенные габариты ручной клади составили: 55 см в длину, 40 в ширину и 20 в высоту. Таким образом, авиаперевозчик фактически отменил правило «суммы трех измерений» (115 см), которое действовало уже много лет и к которому привыкли пассажиры. Сотрудники авиакомпании объяснили недоумевающим гражданам, что даже если длина чемодана или сумки меньше 55 см – при высоте больше 20 см в ручную кладь их не возьмут. 

Время обновлять чемоданы

Безусловно, такие новшества пассажиров не порадовали. Особенно тех, кто летает часто, и не только в отпуск, но и по работе. Сумки и рюкзаки, уже давно приобретенные для поездок и исправно до сих пор подходившие под стандарты, вдруг разом оказались «некондицией».

«Что же мне теперь, выбрасывать старый чемодан и тратиться на новый?!» — запестрели соцсети недоуменными постами.

Отдельное правило «Аэрофлот» придумал для рюкзаков. Если раньше их можно было возить без ограничений, то теперь по размерам рюкзак не должен превышать 80 см в сумме трех измерений, а по весу – тянуть больше, чем на пять кило.

Сильно поуменьшился и список предметов, которые можно возить в дополнение к ручной клади. Прежде всего из него выбыли ноутбуки, мобильные телефоны, видеокамеры и фотоаппараты. Теперь их вес должен включаться в общий вес ручной клади. Для бизнес-класса он составляет 15 кг, а для эконом-класса – 10. То же самое с зонтами, папками для бумаг, печатными изданиями.

Данное распоряжение вызвало шок у фотографов, журналистов и операторов, которым приходится часто летать по стране и по миру с дорогостоящей цифровой техникой. Профессиональные камеры, высококачественная оптика, объективы – во-первых, много весят (и, стало быть, утяжеляют ручную кладь), – а во-вторых, дорого стоят. Охотников рисковать техникой за сотни тысяч рублей найдется немного.

«Я сдавать камеры и оптику в багаж не буду. Лететь и гадать, сломают ли мою технику, украдут или потеряют – этот аттракцион не для меня», — прокомментировал в Facebook происходящее фотограф Сергей Крестов.

«Аэрофлот, это что за жесть с 20 см и главное, зачем? – присоединился к словам коллеги фотограф Виктор Бойко. – Чтобы кошмарить пассажиров, которые платят за эконом-класс в Европу по 27-30 тысяч рублей?»

«Купи козла – продай козла», или быстрый способ улучшить имидж

Сам «Аэрофлот» объяснил ужесточение багажных правил тем, что в последнее время пассажиры якобы стали чаще жаловаться на нехватку мест для клади в салонах лайнеров.

Однако через 11 дней после введения новых правил СМИ запестрели воодушевляющими заголовками: 26 февраля «Аэрофлот» пошел навстречу клиентам и отменил часть драконовских нормативов. В частности, пресловутые 20 сантиметров высоты багажа превратились в значительно более близкие к здравому смыслу 25.

Соцсети тут же взорвались радостными постами: пользователи «праздновали победу» и хвалили руководство авиакомпании за то, что те услышали чаяния пассажиров и оперативно отреагировали. Однако вскоре граждане вчитались в суть послаблений, и их радость поутихла.

Самых неприятных ограничений – касающихся провоза ноутбуков, планшетов, смартфонов, фото- и видеотехники – авиаперевозчик и не подумал отменять. Что же касается заветных пяти сантиметров, то на фоне общего ужесточения правил многие пользователи восприняли этот «откат» как вариант старого анекдота о купленном, а затем проданном козле. И пришли к выводу, что, приплюсовывая эти 5 см обратно к нормам багажа, «Аэрофлот» позаботился совсем не о здравом смысле, а о банальном дешевом пиаре.

Что позволено лоукостеру…

Обозреватели и интернет-комментаторы отмечают, что манерой своего поведения и отношением к пассажирам «Аэрофлот» все больше начинает напоминать свою скандально известную «дочку» – «Победу». Все четыре года своего существования, с момента создания в 2014 году, российский лоукостер не вылезает из скандалов.

Они в значительной степени касаются того же багажа, – сотни пассажиров, например, купив по акциям билеты со скидками, уже по прибытии в аэропорт узнавали, что провоз вещей в стоимость посадочных талонов не входит, за них нужно платить отдельно, и часто значительно дороже, чем за сам акционный билет.

Сейчас, если верить пользователям соцсетей, прибегающих к услугам «Победы», авиакомпания «зверствует», заставляя граждан запихивать все единицы ручной клади в маленькую металлическую коробку-измеритель. Даже если по объемам все провозимые вещи аккуратно туда помещаются, и коробка закрывается крышкой – могут придраться к тому, что свернутый в два раза полупустой пакет в развернутом виде длиннее разрешенных габаритов, и опять же заставить платить.

Однако тут нельзя забывать, что материнская и дочерняя авиакомпании играют принципиально в разных лигах. «Победа» — все-таки лоукостер, и значит, по законам жанра имеет право делать платными любые дополнительные услуги. Речь идет и о провозе багажа, и о питании на борту, и о выборе мест в салоне, и об оплате безналом, который неожиданно может оказаться дороже покупки билетов за наличные. Именно такая тактика позволяет лоукостерам зарабатывать и выдерживать конкуренцию на рынке. В конце концов, как цинично пошутил гендиректор ирландского Ryanair Майкл О’Лири, теоретически можно даже сделать платными туалеты на борту.

Однако когда тот же подход начинает демонстрировать крупнейший авиаперевозчик «шестой части суши», это выглядит неуместно.

А как у них?

Туроператоры разных стран мира признают: неких универсальных параметров багажа, который пассажиры имеют право брать в салон, не существует. В каждом конкретном случае нормы зависят от подхода авиаперевозчика, дальности перелета и оплаченного класса обслуживания.

Тот же Ryanair установил размеры ручной клади в пределах 55×40×20 см – почти то же, что у «Аэрофлота». Однако еще раз напомним: это лоукостер. Венгерский бюджетный WizzAir пропускает на борт чемоданы и сумки размером в 55×40×23 см. Британский лоукостер EasyJet разрешает уже 56×45×25 см, что больше новых аэрофлотовских стандартов. Флагман немецких авиаперевозок Lufthansa разрешает вносить в салон 55×40×23 см багажа, Air France – 55×35×25 см. При этом в большинстве авиакомпаний можно проносить на борт фотоаппарат, ноутбук, костюм в чехле и тому подобные вещи – помимо ручной клади.

Зри в корень

Мало кто, однако, понимает, что свои правила «Аэрофлот» придумал не сам. Компания лишь привела их в соответствие с нормами, разработанными и утвержденными ранее российскими законодателями и правительством.

В конце июля 2017-го Совфед, несмотря на шквал критики, одобрил законопроект об отмене норм бесплатного багажа для невозвратных авиабилетов. До этого документ был представлен правительством и прошел через Госдуму. В результате российский Воздушный кодекс сохранил право сдавать в багаж не менее 10 кг владельцам возвратных билетов; а вот невозвратные тарифы получили возможность «не предусматривать» нормы сдаваемого багажа.

Параллельно с этим Минтранс представил свой проект нормативного акта о нормах ручной клади. Ее минимальный вес ведомство предложило установить в районе пяти кило, а из списка вещей, разрешенных к бесплатному провозу на борту – исключить верхнюю одежду, зонты, трости, ноутбуки, фотоаппараты, мобильные телефоны и видеокамеры.

Так что вряд ли стоит рассчитывать, что в ближайшее время авиаперевозчик «одумается» и пойдет навстречу пассажирам. Это не «Аэрофлот» заразился менталитетом лоукостера, а Минтранс и правительство в целом. И бороться с этим, пожалуй, следует уже на другом уровне.

Источник

Оставить комментарий