Социальная сфера

Представители профессионального сообщества: в России должна формироваться пациент-ориентированная медицина

Валерия Зеновина

gpointstudio / Shutterstock.com

Приоритет лечения конкретного пациента, а не болезни профессиональное сообщество считает новым этапом развития медицины. Главное в такой ценностно-ориентированной медицине – это эффективность лечения и значимость результата с точки зрения пациента. Данная особенность отличает ее от доказательной медицины, когда оценивается только наличие и значимость эффекта от лечения и от которой, по мнению экспертов, надо уходить.

Об этих различиях рассказал академик РАН, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Евгений Шляхто в ходе состоявшейся вчера экспертной дискуссии Гайдаровского форума в РАНХиГС. К трендам здравоохранения будущего эксперт отнес культ интересов больного и индивидуализированную аналитическую биомедицину.

Пациент-ориентированный подход, как отметил заместитель Министра здравоохранения РФ Сергей Краевой, можно охарактеризовать через четыре «п».

  • Профилактика, причем как общая – в виде пропаганды здорового образа жизни и привлечения к спорту, так и специальная, то есть вакцинация. Отметим, что по мнению экспертов, новому подходу к лечению в целом присущ принцип «чем раньше, тем лучше». То есть предполагается не только своевременная профилактика, но и ранняя диагностика, новые маркеры риска и раннее начало лечения.
  • Персонификация, то есть создание индивидуальных лекарственных препаратов, вакцин, а также индивидуальный подбор терапии и системы мониторинга.
  • Предиктивная медицина, при применении которой вероятность болезни выявляется на основании наследственной предрасположенности еще до появления симптомов.
  • Парсипативность, проще говоря, соучастие гражданина в сохранении своего здоровья.
  • Кроме того, по мнению Евгения Шляхто, в рамках нового подхода необходимо изменить и систему оплату труда врачей – деньги должны приходить от пациента только в случае отлаженной помощи на всех этапах лечения. С ним согласился и глобальный директор по корпоративным вопросам компании «Новартис» Филипп Барруа, указав на необходимость «платить за результат, а не за таблетку». Однако, как отметила вице-президент по глобальной политике в области здравоохранения компании «Джонсон & Джонсон» Элизабет Фоулер, здесь неизбежно возникает проблема – пока не ясно, как именно можно измерить результат и ценность лечения.

    Улучшить качество жизни и лечения пациентов призвана и цифровизация медицины. По словам вице-президента компании «МСД Фармасьютикалз» Марвана Акара, у России есть возможности стать пионером в этой области, впрочем, как и у других стран. А использование big data способно увеличить продуктивность врачей. «Когда вы идете к врачу, вы рассчитываете, что у него хороший опыт. При помощи больших данных мы увеличиваем, умножаем этот опыт и делаем его эффективным», – пояснил Филипп Барруа.

    В то же время следование трендам влечет за собой необходимость преодолевать целый ряд препятствий. Так, к вызовам здравоохранения будущего Евгений Шляхто отнес:

    • стремительное развитие технологий, которое опережает рост уровня навыков медицинских работников;
    • ограниченность ресурсов, в связи с чем новые технологии становятся все дороже, в том числе для пациентов;
    • нечастая востребованность у общества, поскольку внедрение технологий осуществляется преимущественно под влиянием бизнеса и медицинских организаций;
    • отсутствие современных инструментов для анализа результатов.

    Очевидно, что решить все перечисленные проблемы разом вряд ли удастся, но отдельные шаги в России уже запланированы. Так, путями совершенствования медицины Сергей Краевой назвал развитие инфраструктуры и методологии. По его словам, в нашей стране в 2018 году планируется развивать взаимодействие между врачами, а в 2019 году – между врачами и пациентами. В частности, в последнем случае речь идет об использовании различных гаджетов – микродатчиков, систем постоянного мониторинга артериального давления и оценки сердечных сокращений. Также он рассказал, что планируется улучшать существующие методы диагностики и разрабатывать новые.

    Кроме того, современным технологиям требуется значительное финансирование. По оценке президента Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата», д. м. н. Леонида Рошаля, чтобы планы по внедрению инновационных технологий в сферу здравоохранения удалось реализовать, необходимо финансирование в объеме 5% ВВП. «Нужно сделать скачок с 3,4-3,6% до 5%, вот тогда это все может быть станет реально», – указал он. Однако, по словам Сергея Краевого, современному здравоохранению никогда не будет достаточно средств из бюджета. В связи с этим, добавил он, Минздрав России поддерживает развитие государственно-частного партнерства и открыт для частной инициативы.

    Также существенной проблемой остается подготовка кадров в сфере медицины. Эксперты отметили, что необходимо приблизить овладение практическими навыками к реальной врачебной деятельности, сделать максимально современной содержательную часть образовательных программ, а также применять цифровые носители и переходить на новые формы обучения, в том числе дистанционные. Новой задачей XXI века Евгений Шляхто назвал подготовку врача, который готов быстро приобретать новые компетенции и изменять образ мысли и практику работы.

    Важным аспектом в процессе подготовки кадров Сергей Краевой назвал этическую составляющую, в том числе при работе с персональными данными, а особенно с учетом развивающихся технологий. Как отметил Филипп Баруа, использование big data должно регулироваться законодательно, чтобы не нарушать права пациентов.

    Переход к новому пациент-ориентированному подходу в медицине потребует и от государства, и от профессионального сообщества, и от законодателя достижения целого ряда компромиссов. Например, нужен баланс между пользой обмена большими данными о пациентах и их конфиденциальным хранением, между значительной стоимостью новых технологий и высоким качеством лечения и, разумеется, между интересами пациента и врача, когда первый получит эффективное лечение, а второй – соразмерную плату за качественно оказанную услугу.

    Источник: garant.ru

    Оставить комментарий